Проведение инвентаризации

Мы оказываем аудиторские услуги в {city_name6} по базовым направлениям, роль которых особенно важна для компании. Это сферы, где требуются высокая квалификация, практический опыт, постоянный мониторинг законодательства, и цена ошибки велика.

Аудиторские услуги Чтобы подтвердить реальность данных и проверить наличие имущества в учете используют такой метод контроля как инвентаризация. Ее применяют как к зданиям и сооружениям, так и к оборотным средствам – сырью и материалам, запас, нематериальным активам и т.п.

Компании и предприниматели, вне зависимости от сферы деятельности и масштабов работы, обладают определенным имуществом. Такой вид актива может храниться на складе, размещаться в складских помещениях и в производственных цехах. Вне зависимости от предназначения и использования такое имущество подлежит обязательному отражению в учете. Представленная информация должна быть точной и соответствовать действительности.

Функции инвентаризации:

  • проверить наличие определенных видов активов в натуральном измерении, находящихся на балансе предприятия;
  • выявить определенные товарно-материальные ценности, которые по причине утраты ими своих изначальных свойств, должны быть списаны с баланса;
  • выявить излишки или недостачу ТМЦ на местах хранения таких активов на основании имеющихся документов;
  • оценить соблюдение условий хранения таких ТМЦ;
  • определить точность и корректность стоимостной оценки активов с учетом тех характеристик, которыми они обладают на момент инвентаризации.

Инвентаризация проводится по решению руководства компании. Она может быть плановой и внеплановой. Контроль реализуется посредством сотрудников или с привлечением квалифицированных экспертов. Затраты на привлечение специалиста определяются не только экспертностью контролера, но и объемом работы, оперативностью и т.п. Найти квалифицированного эксперта в этой отрасли не просто, поскольку нужно привлечь компетентного и специализирующегося человека. Помочь в этом поможет компания «ПроффАккаунт».

Инвентаризацию целесообразно проводить после отчетной даты, например, после 31 декабря отчетного года. К указанному периоду бухгалтерской службой будут подготовлены отчетные и промежуточные документы, на основании которых и можно провести сопоставление фактического наличия ТМЦ.

Алгоритм инвентаризации определяется учетной политикой, которая утверждается в начале работы каждой компании. Контроль может охватывать как все участки учета, так и только определенные сегменты. С учетом потребностей специалисты компании «ПроффАккаунт» могут провести полную или выборочную проверку.

Инвентаризация проводится как по желанию руководителя, так и по необходимости. Основаниями для обязательной инвентаризации являются:

  • новое материально-ответственное лицо на местах хранения ТМЦ;
  • предоставление имущества в аренду;
  • купля-продажа активов предприятия;
  • смена учредителей, руководителей и т.п.;
  • любые реорганизационные мероприятия в компании;
  • чрезвычайные события, вследствие которых повреждено имущество компании;
  • противоправные действия третьих лиц: порча, хищение и т.п.

Алгоримт инвентаризации

Любая инвентаризация проводится инвентаризационной комиссии, которая формируется из числа работников компании. В комиссию обязательно входит главный бухгалтер, начальник отдела, где проводится инвентаризация, представитель администрации и штатный сотрудник. Состав такой комиссии утверждается приказом руководителя.

Нужно знать: если хотя бы один из членов комиссии не присутствует при проведении инвентаризации, ее результаты могут считаться не действительными.

Инвентаризационная комиссия создается на постоянной основе. Но периодически могут создаваться рабочие группы для решения конкретных задач. В такие группы дополнительно включаются штатные сотрудники разных специальностей – зависит все от задачи.

Важно понимать, что инвентаризация определенных участков требует квалификации и экспертности. И такими качествами не всегда обладают сотрудники предприятия. Поэтому лучший вариант – это привлечь специалистов компании «ПроффАккаунт», которые смогут качественно, быстро и при лояльной ценовой политики выполнить поставленную задачу.

Документальное оформление инвентаризации

Любая инвентаризация предполагает составление описей ТМЦ, которые проверяют, и актов инвентаризации. Документы всегда составляются в двух экземплярах при присутствии материально ответственных лиц. Последние обязательно ставят подпись в конце каждого документа, подтверждая результаты инвентаризации.

По итогу составления описей ТМЦ и актов, документы передаются в бухгалтерскую службу. В отделе проверяют фактическое наличие ТМЦ согласно актов и описей инвентаризации с теми данными, которые отражены в учете. По факту могут быть три ситуации: излишки, недостача или полное соответствие данных.

Сличительная ведомость – это еще один документ, который уже составляется в бухгалтерии. В документе отражают соответствие данных инвентаризации и бухгалтерского учета. Если все позиции ТМЦ сопоставимы и их количество сошлось, то достаточно указать итог ведомости без детализации. В ином случае определяют излишки и недостачи по каждой категории. Если по итогам проверки выявлены излишки, то их нужно оприходовать в качестве дополнительной выгоды и отразить по дебету финансовых результатов фирмы.

Также в компетенцию инвентаризационной комиссии входит не только выявление излишков или недостач, но и поиск причин, повлекших к таким результатам. Все это прописывают в протоколе, где дополнительно предлагаются варианты устранения выявленных причин и профилактические меры по их дальнейшему недопущению.

По итогу выборочной инвентаризации также составляется акт, в котором сразу же и вписываются отклонения фактических данных и сведений учета. Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация может проводиться по итогу отчетного года, квартала, месяца и т.п. Итоги годовой отчетности отражаются в балансе отчетного периода. Если же контроль проводился по итогам какого-либо месяца, то результаты также отражаются в отчетности этого месяца.